top-slice

Портреты и ракеты



Подобного же рода «игрой в пришельцев» являются попытки отыскать изображения инопланетян и их летательных аппаратов среди сотен тысяч произведений изобразительного искусства, начиная с пещерной живописи эпохи палеолита и кончая иконами.

На иконе XVII столетия, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, вознесение Иисуса Христа происходит, говоря словами В. К. Зайцева, «в некоем вместилище обтекаемой формы, отдаленно напоминающем космический корабль, стоящий на земле». Югославский журнал «Свет» в марте 1964 года опубликовал сенсационные снимки фресок Дечаиского монастыря, созданных в середине XIV века, «изображающих ангелов, летящих в... космических кораблях, похожих на современные спутники», и Христа, находящегося «в ракете, которая еще не тронулась»; он «правой рукой с усилием увлекает с собой в «корабль» для путешествия в «царство небесное» одного из находящихся на Земле людей». Даже если предположить, что Христос и ангелы — это космонавты-инопланетяне, а «космический корабль» дейст-вительно является таковым, то как объяснить его появление на иконах XIV—XV веков и отсутствие на более ранних?

В древнем городе индейцев майя — Паленке—в гробнице под «Храмом надписей» в начале пятидесятых годов были сделаны интереснейшие открытия, в том числе обнаружена плита с затейливым рисунком, служившая крышкой каменного саркофага. Изменив ракурс, под которым надо рассматривать рисунок, и опустив многие детали, Деникен нашел здесь не только изображение космонавта, управляющего «целым рядом непонятного назначения контрольных приборов» с помощью рук и жмущего пяткой левой ноги «в нечто, напоминающее педаль», но и подробно описал «соответствующую одежду: короткие клетчатые штаны с широким поясом, куртку с модным японским вырезом на груди и плотно прилегающие браслеты на руках и ногах» (надо полагать, датчики?), «головной убор с дугообразными углублениями и трубками, напоминающими шлем с антенным устройством».

Такая трактовка памятника искусства майя, характерной чертой которого являются условность, стилизация и очень сложная орнаментальность, вызвала протесты специалистов (человек, изображенный на рисунке, не находится «в позе жокея или гонщика», не одет в клетчатые штаны и модную куртку, смотрит не на прибор, а на стилизованный росток кукурузы —источник жизни, по мифологии майя, и т. д.). Однако и другие стилизованные изображения богов и людей, созданные художниками майя, тольтеков, инков и других народов Центральной и Южной Америки, с легкой руки Деникена стали трактоваться как портреты космонавтов.

Изображения пришельцев и их кораблей, только относящиеся к еще более древним временам, были обнаружены сторонниками палеоконтакта в Западной Европе. Тут и камеи с «фигурой человека в скафандре» и «кораблем с реактивными лучами», вырезанные этруссками и хранящиеся в Эрмитаже; и шлем с антеннами, надетый вместо короны на голову кельтского бога-оленя, запечатленного на серебряной чаше; и многочисленные «космонавты», изображенные художниками, расписавшими пещеры Валь-Камоника в Альпах в эпоху неолита.

В еще более отдаленную эпоху портреты пришельцев якобы оставили жители Сахары: 7—8 тысяч лет назад они не только изобразили пришельцев из иных миров в скафандрах и с антеннами, развлекающихся охотой с помощью луков, но и шарообразный звездолет, показанный как шар с несколькими концентрическими кругами. «В верхней части шара виден открытый люк; из него выглядывает нечто, напоминающее телевизионную антенну, очень похожую на современную,— пишет Деникен. — Справа от шара высовываются две руки с растопыренными пальцами. Пять парящих фигур сопровождают полет шара, на них шлемы белого цвета с красными точками или красные с белыми пятнами».

При желании можно увидеть «шаровидные звездолеты» в изображениях Солнца, символических концентрических кругах, известных по наскальным изображениям Сахары и Сибири, Австралии и Америки, островов Океании и гор Средней Азии. «Шлемам» и «антеннам», украшающим человеческие фигуры наскальных изображений на плато Тассили-Аджер, искусствоведы и этнографы дают правдоподобное объяснение. «Антенны» яв-ляются корзинами на голове — подобным образом их и по сей день носят в Африке, а «шлемы» — это ритуальные маски из тыквы, которые поныне изготавливаются жителями Африки и используются во время празднеств. Однако сторонников палеоконтакта это отнюдь не смущает, ибо они тотчас же берут на вооружение аргументы своих оппонентов. «Да, тыква напоминает космический шлем, и ее использовали для обрядовых масок,— признает, например, А. Казанцев, — но только не тыква породила шлем, а шлем, когда-то виденный древними, возможно, на головах у звездных пришельцев, воспроиз-водился потом при помощи тыквы в религиозных ритуалах». Вот таким образом и дошли до современных африканцев «головные уборы, которые воспроизводят виденные когда-то прежде у гостей из космоса параболические направленные антенны».

Во время визита Деникена в Москву Казанцев показал ему глиняные статуэтки догу, изготовленные древ ними жителями Японии - айнами - три-четыре тысячи лет назад. Оба защитника палеоконтактов пришли к выводу, что статуэтки изображают «божков, наряженных в космические костюмы с герметическими шлемами, щелевидными очками и фильтрами для дыхания» и что люди, не знающие металла, тем не менее со скрупулезной точностью передали «заклепочки, застежки, люки для осмотра механизмов на плечах и в затылочной части шлема». Дальнейшее изучение статуэток догу привело Казанцева к мысли о том, что костюм пришельцев состоял из двух частей, жесткой и надувной, а в рукавах и штанинах скрывались манипуляторы. «Видимо, на Земле для них было слишком светло, потому что они носили щелевые очки. Значит, их планета или была удалена дальше, чем Земля, от своего светила, или их звезда слабее нашего Солнца. Если они пользовались сервомеханизмами для передвижения - значит, на их планете сила тяготения меньше. И наконец, последнее: рукава и штанины надуты. Значит, атмосфера неизвестной планеты могла быть более плотной, чем земная».

Эти выводы, идущие так далеко, что уводят нас за пределы Солнечной системы, были сильно поколеблены археологами и историками искусства. Древнейшие статуэтки догу изображают не космонавтов-инопланетян, а женщин с глазами, носом и обнаженной грудью. И лишь гораздо позднее эти изображения стилизовались в причудливые фигурки «пришельцев в скафандрах», где «заклепочки» являются прерывистыми линиями орнамента айнов. «Я думаю, крайне маловероятно, чтобы среди предполагаемых звездных пришельцев не только решительно преобладали женщины, но что они к тому же позировали перед древними айнами, частично разгерметизировав и вообще расстегнув свой „скафандр"»,— иронически замечает в этой связи доктор исторических наук С. А. Арутюнов.

Изображения пришельцев и их кораблей сторонники палеоконтактов находят в изобразительном искусстве всех времен и народов: это и бог Ахурамазда, запечатленный на знаменитой Бехистунской скале перед персидским царем Дарием; и человеческие фигурки, выбитые в горах Средней Азии в эпоху неолита; и изображение какого-то небесного существа (или небесного тела) на японском свитке начала нашего тысячелетия. При желании можно трактовать чуть ли не каждое изображение рогатого мифологического персонажа как космонавта в шлеме с антеннами; летающего бога или демона — как инопланетянина в космическом корабле; комету с ее огненным хвостом — как след звездолета-; дискообразные геометрические тела — как «летающие тарелки», круглые—как «шарообразные звездолеты», овальные— как «капсулы» и т. д. Форму церковных колоколен некоторые энтузиасты палеоконтактов объясняют тем, что верующие «моделировали» в своих храмах ракету пришельцев-богов, а кресты на церквах — это имитация антенн ракет...

<< Назад Далее >>